Бахчисарай. Далеко не каждый город Российской империи удостаивался такой чести. Все российские императоры (кроме Павла I), начиная с Екатерины II, побывали в нем, отдавая дань столице Крыма. Ведь Симферополь становится административным центром полуострова только после присоединения Крыма к России. А до этого главенствовал великолепный город среди цветущих садов – Бахчисарай («бахче» — сад; «сарай» — дворец с перс.) Бахчи-Сарай – Дворец в саду. Хан-Сарай – ханский дворец. Некогда здесь существовали города Бадатион и Палакион, и тавро-скифский царь Скирул воевал с Митридатом и скрывался от него в Чуфут-Кале, неприступном городе-крепости.
На этом месте тюркские племена, основав Эски-Юрт («старое селище»), стали селиться еще с XIII в., во времена Золотой Орды. Затем от нее отделилось Крымское ханство (1427-1449гг.) во главе с ханом Хаджи-Гиреем и было независимым до 1475 года. После захвата его турецкими войсками, стало вассалом Османской империи.
Бахчисарай расположен на высоте 150-300м над уровнем моря (но довольно далеко от самого моря) на стыке Внешней и Внутренней гряд Крымских гор. Город делится речкой Чурук-Су («чурук» — гнилая, испорченная; «су» — вода с тюрк.) на две части – старую и новую. Старый город с резиденцией ханов расположен на левом, более пологом, берегу реки. В правой части, в новом городе, гораздо жарче, так как долина там замкнута крутыми отвесными скалами, не пропускающими ветер.
Когда-то вдоль речки тянулись многочисленные мастерские по выделке кожи. Они своими отходами отравляли воду – отсюда и ее название. Кроме кожевенников, целый квартал занимали войлочники, ткачи, мастера по металлу, оружейники. Их ножи, кинжалы, ружья были хорошо известны в мире. Все ремесло и торговля были сосредоточены на этой одной улице вдоль речки. На этот базар стекались купцы со всего Крыма (и не только). Во время праздников-байрамов сюда сходились мусульманские поэты (шуристы), певцы, сказочники, здесь танцевали дервиши и выступали силачи. Тут же жарили кебабы (шашлыки), пекли плацинды и пекар-бореки (сырные пирожки). Город был довольно большим – делился на 30 кварталов-приходов со своей мечетью в каждом. При мечетях – обязательно церковное училище (медресе). Узкие, мощеные улочки; дома с двориками обнесены высокими каменными стенами и окошками, обращенными только во двор; высокие, похожие на минареты, тополя; розы, жасмин, сирень… Бахчисарай имел прекрасный водопровод. Вода из чистейших подземных источников разбегалась по глиняным трубам, а затем уходила в оросительные каналы вокруг города, где росли фруктовые сады и виноградники.
Был знаменит Бахчисарай и своими кофейнями. К сожалению, из почти 20 кофеен до нынешних времен не сохранилось ни одной. Исчезли и высокие каменные ограды. Но все равно на узких его улочках сохранился дух древней столицы. А черешня – крупная, черная («бычье сердце») и медовая желтая, персики, абрикосы, фундук считаются самыми вкусными в Крыму.
До сих пор идут споры о том, когда же точно были основаны город и дворец. Хотя принято считать отправным год, указанный на портале в одном из внутренних двориков Ханского дворца. Там сказано, что дворец построен Менгли-Герай-ханом, сыном Хаджи-Герай-хана, в 909 г. (1503 г.) (Да, он его начал строить, но жил в крепости Чуфут-Кале и умер, не дождавшись окончания строительства). У этого портала весьма примечательная дверь — деревянная, обитая железом — она и носит название Демир-Капу («железная дверь»). Создана она была итальянским мастером, возвращающимся на родину через Турцию, после окончания работ в Москве (1500 г.; по приглашению Государя Ивана III). Через эту внушительную дверь послы и купцы из Посольского дворика входили в Фонтанный и уже потом попадали на аудиенцию к хану.
К сожалению, Ханский дворец ремонтировался и перестраивался много раз и по любому поводу, начиная с 1818 года, когда к приезду Екатерины II его решили сделать «более восточным». Таким образом, его довели практически до состояния кинопавильона. Только в 1961-64гг. была проведена первая научная реставрация, благодаря которой был восстановлен ряд архитектурных деталей и росписей, существовавших примерно в 1700-х годах. Конечно, мы можем сейчас увидеть только малую часть того Ханского дворца. От гарема, состоявшего из 73-х (!) комнат, остались только терраса, три комнаты и беседка… Само собой, что все его великолепие, поражавшее когда-то обилием дорогих ковров, тканей, посуды, оружия, драгоценностей ханских жен и многочисленных наложниц можно себе лишь представить.
Но в Бахчисарай едут смотреть не только Ханский дворец, но и знаменитый Бахчисарайский фонтан. Тот, кто его не видел, может подумать, что это красиво бьющие в высоту струи воды. И ошибется. Знаменитый Бахчисарайский фонтан — это резная мраморная плита, по которой из небольшого отверстия стекает вода, переливаясь из одной чаши в другую. Когда-то давно (в 1764г.) умерла любимая жена Кырым-Герай-Хана – Диляра-Бикеч. Похоронена она была в южной части территории дворца, и там же известный персидский зодчий Омер соорудил этот «плачущий» фонтан под названием Серсебиль – один из райских источников, из которых по верованиям мусульман, пьют души праведников. К приезду Екатерины II фонтан был перенесен во Дворец. Ради чего – неизвестно. Так он с тех пор и стоит во дворце. Там же застал его и Александр Сергеевич Пушкин 7 сентября 1820 года. Нужно сказать, что ни сам Бахчисарай, ни фонтан особого впечатления на поэта не произвели. «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана (…). Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавой железной трубки по каплям капала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат».
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной;
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…»,Когда Пушкин написал эти строки, то был скорее под впечатлением рассказа Софьи Потоцкой, которой в тот период был увлечен и с которой встречался в Гурзуфе. Она рассказывала предание о Марии Потоцкой, якобы бывшей женой хана и горько оплакиваемой им, и о фонтане слез в ее память… Так реальная черкешенка Диляра-Бикеч превратилась в мифическую полячку. Потом эта тема претворится в поэму «Гарем» и будет позднее названа «Бахчисарайским фонтаном». Нужно сказать, что собственно известность этой поэмы и уважение к памяти великого поэта сыграли свою решающую роль в 1944 году, когда после департации татар из Крыма, по воле «отца народов» татарские названия должны были кануть в вечность. Город хотели переименовать в Пушкин-град. Представляете себе?! Но все-таки оставили Бахчисараем.
Стихи о фонтане любви стали романсом, а сам фонтан вы сразу узнаете по двум живым розам – белой и красной, – которые каждый день кладут в воду фонтана музейные работники в память об А.С. Пушкине, о красавице Диляре, о несчастном хане.
По левую сторону от ворот, что ведут во дворец, стоит Большая дворцовая мечеть Хан-Джами с двумя минаретами (1740-43гг.), а рядом «Северное» и «южное» дюрбе (мавзолеи), кладбище-мезарлык, баня «Сары-гюзель» (1533г.), хозяйственные корпуса и за ними, вдалеке, мавзолей Диляры-Бикеч. На правом берегу речки высится мечеть Тахталы-Джами («из досок»), построенная в 1707 году. Это, конечно, не все. Если вы приедете в Бахчисарай, то вам много чего расскажут и о поселении Салачик, и о древнем городе Азиз («святой»), и о «медресе с цепью», и о дервишах – странствующих монахах, и обо всех ханах, что жили тут когда-то, а также о великом крымско-татарском просветителе Исмаиле Гаспринском.
Нужно сказать, что этот туристический маршрут самый старый и существует еще с царских времен. И всегда в него входит, кроме посещения Ханского дворца, Успенский монастырь и «пещерный город» Чуфут-Кале.
В одной из серых скал, что по дороге от Бахчисарая до Чуфут-Кале, высечен храм. Это ранний православный храм в Тавриде – Успенский монастырь. Он был основан предположительно в конце VIII в., когда в Крыму появились монахи, бежавшие от преследований иконоборцев Византии после церковного собора 754 г. Здесь они и селились – в горах, создавая пещерные монастыри. Поразительно, что монастырь не только спокойно существовал в соседстве со столицей крымских ханов, но и получал от них денежную помощь! А с XV в. стал центром православия в Крыму. Просуществовал до 1778 года. Вот вам пример добрососедских отношений и уважения к религии. С 1850 года началось возрождение монастыря, и к началу XX века это был уже комплекс из пяти церквей, часовен и других монастырских зданий. Однако в 1921 году Успенский монастырь был закрыт большевиками. Экскурсоводы останавливали в этом месте группу лишь для того, чтобы обратить внимание на крутую лестницу в скале, где снимали И.Смоктуновского в роли Гамлета. С 1993 года мужской монастырь и главная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы восстанавливаются. В церкви идут службы.
Чуфут-кале (Иудейская крепость) – пещерный город недалеко от Бахчисарая. Дома и крепостные стены этого средневекового города прилепились прямо на неприступной скале, что высится над тремя глубокими долинами. В XIII в. в крепости жили аланы – сильное и могущественное племя иранского происхождения, — пока Золотая Орда не захватила крепость. Затем она принадлежала Крымскому ханству, называлась Кырк-Ор и фактически была тюрьмой для заточения знатных пленников. К примеру, в ней сидел в заточении любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Там же протомился в темнице 21 год (!) Василий Шереметев – любимец другого русского царя, Алексея Михайловича. За него у России просили ни много ни мало – Казань и Астрахань. А караимы – небольшой крымский народ, по вере близкий к иудеям, – стал жить здесь с середины XVII века и назвал крепость Чуфут-кале. После присоединения Крыма к России караимы стали переселяться в города и поселки, получив ряд привилегий от российского правительства. И в 1852 году не очень удобная для жилья, суровая крепость опустела.
Есть недалеко от Бахчисарая еще один небольшой пещерный город – Тепе-Кермен («крепость на вершине»). Здесь в давние времена был также средневековый город. Сохранилось 235 пещер, вырубленных в 7 ярусов на склонах и на вершине горы. С VI по XIV век там жили люди.
Подводим итоги: если захотите с экскурсоводом поехать в Бахчисарай, то из любого города Крыма сделаете это легко. А если с рюкзаками – тоже не проблема. Поездом до Бахчисарая (или автобусом от Симферополя), а там можно и цивилизованно, в частном секторе, остановиться, а можно и сразу – маршброском. А если добраться до Соколиного (это недалеко от Бахчисарая), то там и Большой Каньон рядом, и дорога на Ай-Петри. А за Ай-Петри – Южнобережье и теплое море. Дерзайте! Но самое главное, не забывайте, что вы будете в гостях и блюсти себя должно, как и подобает гостям, уважительно и добропорядочно.